Ну вот и закончился месяц выпадения из реальности в новый Фаллаут. Фаллаут пройден, все квесты добиты и возвращаться больше некуда.
Эмоций по поводу игры очень много, и не все из них настолько позитивны. Но, по порядку.
Мы берём на себя управление очередным выходцем из убежища, на этот раз 111. Замороженный 200 лет назад, он провёл в криостазисе со своей семьёй без малого 140 лет, пока неожиданно не подвергся нападению каких-то странных учёных, убивших его жену и похитивших его новорожденного сына.
Проснувшись почти через 60 лет, ГГ приступает к поискам похитителей, не зная пока, что между его заморозками прошли лишние 60 лет.
Первый же опыт игры очень напоминает стандартный Ф3, только в более яркой графике. Также сразу бросается в глаза возможность кастомизировать оружие и другая система атрибутов/фитов, которая вроде бы более логична и не требует чтения кучи мануалов, чтобы заманчкинить персонажа. также где-то на этом этапе я уже ввёл код на бесконечный вес, чтобы не таскать пожитки от ящика до ящика. И, как оказалось, совсем не напрасно.
Сюжет приводит нас в небольшой городок, где группка выживших Minutemen - таких себе рейнджеров времён гражданской войны - отбивается от кучки рейдеров.
Помогая этим товарищам, мы встречаем первый Коготь Смерти, забираемся в первую силовую броню и впервые понимаем, что пулемёты в этой игре - отстой. Силовая броня здесь очень крута, добавляет кучу статов и очень много резиста, но, в отличие от обычной, расходует топливо и ломается, и её приходится постоянно чинить. И ещё она перебивает бонусы от шмоток, которые надеты на самом персонаже. Что очень важно, ибо все проверки Харизмы модифицируются одеждой (можно практически удвоить бонус). Так что снять броню, продать барахло или провести переговоры, надеть броню. Всё просто.
Помогая Minutemen мы возвращаемся в первый лагерь и знакомимся с новой механикой этой игры - созданием баз. По сути, редактор симсов с возможностью понатыкать туррелей и лампочек, отстроить здания, переодеть поселенцев и заставить их копать картофан. Совершенно бессмысленно, но затягивает не по-детски. Тут же мы знакомимся со вторым компонентом механики этой игры, который очень взрывает мозг, если нет кода на бесконечный вес. Весь - АБСОЛЮТНО весь хлам в этой игре - это ресурс. Ткань, стекло, сталь, алюминий, керамика. Создавая всё от дивана до ядерного реактора мы тратим этот хлам как ресурсы. И, чтобы нормально затарить свои базы пушками и заборами, нужно много мусора. Очень много. С другой стороны, игра резко превращается в "смети всё". Не разбирая, сгребаешь всё и вся в каждой комнате, что не подсвечено красным. Ни разу не пользовался ни воровством, ни карманничеством за всю игру, ибо просто незачем. Деньги, кстати, тут тоже тратить некуда. Совсем.
После того как Minutemen обжились и бросили мне сюжетную кость в центральный город, я пошёл чистить всё, кроме центрального города. Спустя 2 недели и 40 уровней я, наконец, решил всегда и везде ходить в силовой броне и поставил ползунок сложности на Very Hard. Также обзавёлся первой легендаркой, наносившей удвоенный урон (по сути, стрелявшей 2 пулями сразу за счёт 1). Это была единственная трата налички за всю игру, ибо легендарка стоила порядком 10 тысяч.
В Ф-4 очень упрощённая система компаньонов. Всего около 15 товарищей на выбор (один из них - бывший мэр города детей из Ф3), у каждого есть своя история, у некоторых даже парочка адекватных бонусных квестов, но, по большей части, прокачка отношений сводится к простому беганью вместе. Кто-то любит, когда ГГ взламывает замки, кто-то даёт плюшки за выполняемые квесты. Каждый компаньон (кроме робота и собаки) даёт по окончанию этого забега средненький бонусный фит. Но - система компаньонов имела под собой совсем другой и куда более хитрый умысел, который сразу не заметен.
Итак, зачистив 70% карты от злодейских лиц и захватив все доступные остановки для Minutemen, я решил потыркать основной сюжет. И тут понеслось.
Вся сюжетная часть игры вращается вокруг киборгов, производимых организацией, именуемой Институт. Киборгов все ненавидят и боятся, особенно за то, что Институт убивает людей и заменяет их киборгами. Попав в центральный город, мы немедленно становимся свидетелями того, как брат убивает брата, обвиняя его в том, что тот - киборг. Город охвачен паранойей и паникой. Единственная наша зацепка - ещё один киборг по имени Валентин, который тут вроде частного детектива. Его вроде бы как все любят, то есть в лицо не стреляют. Освободив Валентина, мы узнаём, что парень, убивший жену ГГ - какой-то местный крутой рейдер, а дома у этого рейдера целая заначка редкого барахла. Взяв собачку и пустив её по следу, мы выходим на рейдера и делаем в нём дырку. В результате простых манипуляций мозгами оказывается, что за убийством и хищением стоит Институт.
Вот тут я сделал ещё недельный перерыв, пробежав оба дополнения (одно про брата Валентина и про место, куда сбегают из Института киборги, а второе - про парк Нюка-колы, который открыл мне возможность убить всех Minutemen и заменить их рейдерами). Также я прошёл дополнительные квесты помогальников. Неожиданно, самыми интересными оказались квест робота-Кюри, которая хотела стать человеком,- и которой мы помогли стать киборгом (и можно было в неё влюбиться), да и вообще - у неё самый крутой французский акцент в игре.
И квест Валентина, в котором мы узнаём, что его брат-киборг убил человечку и заменил её на киборга, чтобы промыть мозги местному городку, а потом стёр себе память, чтобы и дальше быть белым и пушистым. Конечно, в конце квеста самым адекватным было заставить его сдаться этим местным, которые просто пустили ему пулю в лоб. Но тут у меня где-то зазвенел колокольчик, что не всё так просто.
И третий квест - и он был самым неожиданным - был связан с самым крутым помогальником паладином Дансом, который расхаживал в силовой броне (халявной силовой броне, прошу заметить, которая даже не царапалась). Данса я оставил на сладкое и как раз с ним начал проходить последнюю часть игры. Он единственный мог впитать тот объём урона, который на 80+ в меня бросали монстры с рельсовыми пушками и лазерными пулемётами.

Итак, Институт - зло. Разыскивая его следы и помогая Братству Стали, я натолкнулся на четвёртую (после Minutemen, Братства и Рейдаров) фракцию под названием RAILROAD. Ассоциация очевидна - люди, помогавшие неграм бежать на север США в мохнатые времена. Вот и эти парни делали то же самое. Спасали киборгов. Да. Из рабства Института. Всё пока очевидно.
Но вот я собираю суперсекретный мега-телепорт, написанный на коленке химиком-супермутантом, бежавшем из Института и расшифрованный тёткой, которая занимается обслуживанием силовой брони в братстве. Это не худшее, что могло быть (на самом деле я даже и не рассматривал Ж/Д и Minutemen хоть какой-то альтернативой Братству, но мега-телепорт из изоленты могли спаять даже они!) и телепортируюсь в Институт.
И оказывается, что отец всия института - сын ГГ. Ищешь ты его по всему свету, а он уже там. И он лично отдал приказ разморозить ГГ, ибо у этого самого сына рак, и он ГГ решил назначить своим преемником. Я сначала думал, что мне надо просто его грохнуть и уйти, что было бы логично, но нет, весь сюжет требует от нас принять его приглашение, познакомиться с Институтом, узнать, что не столь он и плох, что да - тут есть киборги и иногда они сбегают и становятся плохими (что? это Ж/Д виновато уже, что у них киборги прокисли?). Выдав пару заданий, нас откровенно провозглашают следующим Отцом Института. Офигевшие учёные устраивают бунт, мол, что за фигня у их Отца в голове? С помощью замаксенной харизмы я этот бунт подавил и вот мне дают задание, которое прямо противоречит заданию от Братства. И происходит неожиданное.
Данс оказывается киборгом и сбегает. Первая реакция - чтоооо??? Все киборги до этого обычно были увечными, в плане не помнили большую часть жизни там, или просто вели себя немного неадекватно. Данс в рядах Бранства уже много лет (он паладин, это фактически самый старший офицер!) и никто за ним ничего не подозревал. И нам приходит приказ Данса выследить и замочить.
Вот тут меня, честно скажу, накрыло. Злобное Братство, которое я просто терпел, ибо альтернативы у него не было, заставляет меня убить моего самого крутого помогальника? Да пофиг, что он киборг! Думаю всё, беру Данса и заканчиваю игру за Институт. Тем более, у меня пол группы киборги, мутанты и роботы, что они теперь все плохие? И вот тут я понял, к чему были все эти задания спаси киборга, почему самые симпатичные персонажи в игре были киборгами, почему, блин, моего главного танка опустили в ряды предателей. Думаю, нет товарищи, такого я вам не прощу.
Прохожу его квест, где мне его дают злого на Институт и без имбовой брони - но Братство я-таки уломал его оставить в живых. Значит не всё так плохо.

Пытаюсь выполнить линейку квестов за Ж/Д - там нужно принести киборгам оружие и устроить восстание. Думаю, как раз - устраиваю восстание, ослабляю Институт до упора, спасаю киборгов за Ж/Д и натравливаю на Институт Братство, и совесть чиста. Но не работает - организатор восстания говорит приходи позже, а позже, фактически, только по прохождению взаимоисключающего квеста, который делает меня враждебным к Институту. А тут ещё и Братство выдаёт квест уничтожить Ж/Д. Этот квест, хотя бы, не оказался ключевым, зато под конец неожиданно появилась возможность дат победить Minutemen.
С высоты прохождения длиной в месяц, из которого я с ними общался ну дня три, я с непониманием смотрю на этих архаичных чуваков с одной радиостанцией и ветрогенератором и говорю себе - что? Это вообще была фракция? Как они вообще что-то смогут победить? Ладно ещё Ж/Д, их там два десятка, но они все технари и хакеры.
Собственно, гружусь в вертиберд с братством и объявляю войну Институту, выбиваю этих мерзких киберов всех до одного с их белопушистыми разработчиками и превращаю центр города в ядерную воронку.
Ибо нефиг.